Понравилось видео? Подписывайтесь на наш канал!
-->Планетарный редуктор — устройство, принцип работы, виды
Конструкция двухступенчатого планетарного редуктора состоит из следующих элементов:
•корпус редуктора, изготовленный из чугуна;
•венец второй ступени, выполненный из стали. Устанавливается внутрь корпуса редуктора;
•водило второй ступени;
•сателлиты;
•подшипники, устанавливающиеся в сателлиты, которые монтируются в собранном виде в корпус водила второй ступени;
•оси сателлитов;
•верхние стопорные кольца, устанавливаемые на осях. Сателлиты фиксируются осями в корпусе водила;
•далее на оси сателлитов устанавливаются нижние стопорные кольца;
•подшипник, который закрепляется изнутри задней части корпуса. В нем расположен вал водила второй ступени.
На вале водила второй ступени закрепляются следующие детали:
•дистанционная втулка;
•подшипник;
•стопорное кольцо;
•упорное кольцо;
•сальник;
•прокладка;
•крышка сквозная, фиксируемая болтами.
Также в редукторе присутствуют:
•отверстие для заливки масла, закрывающееся пробкой;
•подшипник центральной шестерни;
•центральная шестерня, устанавливаемая между сателлитами и хвостовиком внутрь центрального подшипника;
•опорный подшипник водила, расположенный на посадочном месте корпуса водила второй ступени;
•венец первой ступени, который находится в корпусе редуктора на опорном подшипнике водила второй ступени;
•корпус водила первой ступени;
•сателлиты;
•подшипники, устанавливаемые внутрь сателлитов. Сами сателлиты в сборе располагаются в корпусе водила первой ступени;
•оси сателлитов;
•установленные на осях верхние стопорные кольца и сателлиты, зафиксированные осями в корпусе водила;
•нижние стопорные кольца на оси сателлитов.
•подшипник опоры водила первой ступени, расположенный на посадочном месте корпуса водила.
Собранное водило первой ступени монтируем на центральную шестерню опорным подшипником вовнутрь.
•второй опорный подшипник на посадочном месте;
•прокладка, закрепленная на корпусе;
•передний щит, фиксируемый болтами к корпусу.
На вал электродвигателя надеваем передний сальник, втулку сальника и устанавливаем моторную шестерню. Соединяем редуктор с двигателем через отверстия во фланцах с помощью болтов.
Источник: http://cable.ru/articles/id-1998.php
Типы планетарных редукторов и их применение
Шуруповёрт в разобранном виде. Справа видны сателлиты и эпицикл первой скорости редуктора.
Планетарный редуктор с одной степенью свободы
Конструкция таковых предполагает, что опорное звено всегда постоянно заблокированно на корпус редуктора. При этом для любого простого (трёхзвенного) планетарного механизма возможны шесть вариантов распределения ролей между основными звеньями, каждый из которых даёт своё передаточное отношение. Из этих шести передаточных отношений три могут применяться для редукции (передаточное отношение больше единицы) и три для мультипликации (передаточное отношение меньше единицы). Выбор того или иного варианта обусловлен необходимой кинематикой соединения с соседними элементами трансмиссии и нужным значением передаточного отношения, которое в разных вариантах может отличаться в разы.
Для планетарного редуктора, выполненного на основе простого планетарного механизма схемы , на практике возможны следующие варианты:
- Вариант 1: ведущее звено — солнце; ведомое звено — водило; опорное звено — эпицикл.
- Вариант 2: ведущее звено — водило; ведомое звено — солнце; опорное звено — эпицикл.
- Вариант 3: ведущее звено — эпицикл; ведомое звено — водило; опорное звено — солнце.
- Вариант 4: ведущее звено — водило; ведомое звено — эпицикл; опорное звено — солнце.
- Вариант 5: ведущее звено — солнце; ведомое звено — эпицикл; опорное звено — водило.
- Вариант 6: ведущее звено — эпицикл; ведомое звено — солнце; опорное звено — водило.
Наиболее глубокую редукцию в схеме СВЭ даёт Вариант 1 (с солнца на водило), наиболее слабую — Вариант 3 (с эпицикла на водило). Некое промежуточное значение редукции с обязательным противовращением даёт Вариант 5 (с солнца на эпицикл), но в силу разных причин его используют не часто (единственный известный пример — колёсные редукторы дорожных автомобилей МАЗ). Оставшиеся три варианта дают мультипликацию, в том числе одно передаточное отношение обратного вращения.
Планетарные редукторы с одной степенью свободы применяются в бортовых главных передачах гусеничных машин, в двухступенчатых главных передачах колёсных грузовых машин в ступицах ведущих колёс, в грузовых лебёдках и тельферах, в автомобильных стартёрах, в совмещённых планетарных мотор-редукторах. Общий принцип применения — требование компактности редуктора и соосности ведущего и ведомого валов. В грузовых лебёдках и тельферах могут применяться двух- и трёхрядные планетарные передачи, а общее передаточное отношение таких планетарных редукторов может быть порядка 100.
передача схемы СВЭ (Солнце-Водило-Эпицикл) |
Варианты 1 и 2 |
Варианты 3 и 4 |
Варианты 5 и 6 |
Вариант 7 |
число зубьев солнца (С) — 24 число зубьев эпицикла (Э) — 56 число зубьев сателлитов (Ш) — 16, но для данного типа передачи это значения не имеет |
в режиме редуктора = 3,333 посчитано как С→В = 1+(Э/С) мультипликатора = 0,300 посчитано как В→С = С/(Э+С) |
в режиме редуктора = 1,429 посчитано как Э→В = 1+(С/Э) мультипликатора = 0,700 посчитано как В→Э = Э/(Э+С) |
в режиме редуктора = –2,333 посчитано как С→Э = –Э/С) мультипликатора = –0,429 посчитано как Э→С = –С/Э |
в режиме прямой передачи = 1 реализуется через взаимную блокировку двух любых звеньев |
Планетарный редуктор с двумя степенями свободы
Конструктивно подобный планетарный редуктор может быть аналогичен планетарному редуктору с одной степенью свободы, с тем лишь отличием, что опорное звено здесь может быть разблокировано. При этом планетарная передача перестаёт выполнять редукцию и становится дифференциалом, а ввиду того, что в любом дифференциале мощность на ведомых звеньях выравнивается до минимально востребованной на любом из двух этих звеньев, настоящее ведомое звено перестаёт передавать сколь-либо существенную мощность по кинематической цепи трансмиссии и останавливается, а вращается только разблокированное опорное звено. К подобным редукторам относится термин «дифференциальный редуктор».
Применяются в однорадиусных механизмах поворота гусеничных машин, где они одновременно выполняют функцию редукции и обеспечивают возможность плавного разрыва потока мощности. Также могут применяться везде, где требуется опция отключения потока мощности без необходимости остановки мотора или вала привода ведущего звена.
Многоскоростной планетарный редуктор
Многоскоростные планетарные редукторы допускают переключение между различными кинематическими цепями внутри себя, то есть, дают возможность использования разных передаточных отношений. Конструктивно это всегда реализуется через применение так называемых управляющих элементов: тормозов, блокировочных фрикционов, обгонных муфт. Наличие шести передаточных отношений даже на одном простом планетарном механизме теоретически допускает его использование в качестве минимально возможного, но фактически все многоскоростные планетарные редукторы выполнены либо на основе одного сложного планетарного механизма, либо на основе нескольких последовательно зацепленных простых (и сложных) планетарных механизмов. Число степеней свободы таких редукторов может быть 2 и более, общее число управляющих элементов может быть более десяти. Все многоскоростные планетарные редукторы имеют ту особенность, что взаимная блокировка их звеньев превращает их в прямую передачу, что может быть также использовано для расширения числа доступных скоростей.
В основном применяются в трансмиссиях транспортных машин: в двухрадиусных механизмах поворота гусеничных машин, в коробках передач и раздаточных коробках колёсных и гусеничных машин, где могут выполнять как функции делителя, овердрайва, ходоуменьшителя, так и функции основного набора передач включая реверс, независимо от общего числа скоростей. Также применяются в электроинструментах, где требуется возможность получения более одной скорости вращения.
Шарикоподшипниковый редуктор
Шарикоподшипник представляет пример планетарного редуктора, в котором водилом является сепаратор, функции солнечной шестерни выполняет внутреннее кольцо, функции коронной шестерни — наружное кольцо, а сателлиты — это шарики. С использованием обыкновенных шарикоподшипников могут быть сконструированы маломощные редукторы (для научных или измерительных приборов). Например, шарикоподшипниковые планетарные редукторы используются в конструкции верньера, применяемого для точной настройки радиостанции на нужную частоту приема/передачи.
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80