В сварочном производстве принято выделять следующие типы дефектов (рисунок 3.15):
- Дефекты подготовки и сборки изделий под сварку.
- Дефекты формы шва.
- Наружные и внутренние дефекты.
Источник: https://dprm.ru/tkm/defekty-svarnyh-soedinenij
Содержание
- 1 Что такое дефекты сварочных соединений?
- 2 Дефекты сварных соединений подразделяются на шесть групп:
- 3 Виды дефектов сварных швов
- 4 Контроль качества исходных материалов, технологии и квалификации сварщиков
- 5 Виды сварных дефектов, в зависимости от причин их возникновения
- 6 Как обнаружить сварные дефекты?
- 7 Все дефекты сварного шва подлежат обязательному устранению!
- 8 Способы устранения дефектов
- 9 Подведем итоги
Что такое дефекты сварочных соединений?
Дефекты сварных швов ‒ это изъяны на поверхности или внутри созданного путем применения сварочного оборудования шва.
Они могут иметь разную степень выраженности, форму, размер и приводят к снижению полезного срока металлоконструкции, могут влиять на ее эксплуатационные параметры, поэтому крайне нежелательны в работе.
Внешние дефекты сварных швов.
Появление сварочных изъянов можно объяснить разными причинами:
- Созданные соединения могут иметь низкое качество, если мастер не обладает большим опытом выполнения сварочных операций: нарушает технологию электродуговой, аргоновой, лучевой сварки, пренебрегает подготовительным процессом, термообработкой узлов, путает схему сборки деталей, выбирает неверный режим функционирования сварочного аппарата при лазерной сварке и т. п.
- Также неважные показатели швов могут являться следствием применения кустарно изготовленного или неисправного оборудования при ручной электродуговой сварке, низкокачественного металла, дешевых расходных материалов.
Все шовные дефекты называются по-разному и условно делятся на несколько групп, каждая из которых отличается определенным видом и особенностями:
- наружные;
- внутренние;
- сквозные.
Особенности недостатка определят наиболее подходящий способ его исправления. Для предупреждения подобных проблем в дальнейшем сварщику важно провести работу над ошибками и уяснить, что в его работе повлекло столь печальные результаты.
Важно! Не каждый проблемный участок шва считается недопустимым недостатком. Исходя из перечня требований, предъявляемых к сварным соединениям и металлоконструкции в целом, существуют допустимые дефекты.
Это такие изъяны, которые не способны влиять на качество сварочного соединения. Но их количество в любом варианте должно быть минимальным, чтобы срок службы изделия был максимальным.
Источник: https://tutsvarka.ru/vidy/defekty-svarnyh-shvov
Это интересно: Бура — описание, разновидности, свойства, применение
Дефекты сварных соединений подразделяются на шесть групп:
- трещины;
- полости, поры, свищи, усадочные раковины, кратеры;
- твердые включения;
- несплавления и непровары;
- нарушения формы шва (подрезы, усадочные канавки, превышения выпуклости, превышения проплава, наплавы, смещения, натеки, прожоги);
- прочие дефекты.
Источник: https://promsvarka.by/stati/vsyo-o-svarke/defektyi-svarnyix-shvov-i-prichinyi-ix-vozniknoveniya
Виды дефектов сварных швов
Полная классификация возможных нарушений наружной и внутренней структуры сварных швов представлена в ГОСТ 30242-97. Возникновение наружных дефектов сварных швов нередко сопровождается глубинными нарушениями структуры сплава. Они возможны при любом способе сварки, делятся на наружные, внутренние и сквозные. О каждом виде изъянов сварных соединений стоит рассказать подробнее.
Наружные
Выявляются при визуальном осмотре. Большинство наружных дефектов сварных швов устраняются в процессе работы.
Причина трещин – несоблюдение температурного режима. Горячие формируются при высоких температурах свыше 1100°С. Холодные при недостаточном разогреве поверхности (до 200°С). При трещинах металл становится менее пластичным, разрушается под нагрузкой.
Трещины появляются из-за несоблюдения температурного режима
Подрезы – наиболее встречающиеся дефектные нарушения сварных шовных валиков: между наплавкой и деталью видны углубления. Причины:
- слишком высокое напряжение электродуги, сварные заготовки истончаются;
- одна деталь проваривается сильнее, ванна расплава смещается от центра зазора.
При подрезе прочность соединения снижается, сварной шов приходится проходить еще раз.
Подрез сварного шва
Прожоги характерны для сварки тонкостенных изделий. Их удается избегать опытным сварщикам. К прожогу нередко приводит неуверенное управление электродом. Слишком высокий ток – еще одна причина.
Свищи – крупные раковины, похожие внешне на воронку. Они ухудшают внешний вид сварного шва, видны сразу. Их устраняют вторичной проходкой.
Воронки свища
Кратер характеризуется рыхлостью металла, его усадкой. От них нередко идут трещины по поверхности. Возникают в области непровара при отключении или отрыве электродуги от поверхности заготовки.
При обнаружении кратера необходимо зачистить и заварить повторно
Наплыв – вылившийся избыточный металл: наплавка расползается без образования надежного сварного шва, нет прочного диффузного слоя. Электродуга не успевает проплавить заготовку из-за недостаточного напряжения. Другая причина – плохо зачищенные кромки, остатки окалины не расплавляются.
Внутренние
Внешне невидимые, но нарушающие структуру металла изъяны самые коварные. Внутренние дефекты вне зависимости от причин возникновения недопустимы на сосудах высокого давления, трубопроводах, деталях, работающих на излом.
Отпотина или трещина бывает:
- холодная – появляются после остывания наплавки и диффузного слоя вследствие остаточных напряжений в области разогрева;
- горячая – продольные или поперечные растрескивания, возникающие в металле на границе формирующегося зерна.
Горячие трещины на фазе формирования кристаллической решетки в легированных сплавах:
- из-за нарушения технологического процесса (не те электроды, рабочий ток);
- при непредвиденном отключении сварочного аппарата во время замыкания по падающей капле.
Природу трещин установить несложно. Горячие появляются сразу, характерны для массива шва, области термовлияния, если допущен перегрев или температура ниже точки плавления. Холодные формируются постепенно, пока идут фазовые превращения жидкой массы в кристаллическую решетку. Возможные причины:
- не успевшие выделиться молекулы водорода (недостаточный разогрев);
- высокая влажность воздуха на рабочем месте;
- плохая экранизация расплава защитной атмосферой.
Поры классифицируются по размеру, месту расположения. Они возникают:
- из-за инородных тел, попадающих в сварочную ванну (окислы и шлаковые включения, чешуйчатость ржавчины, влага, вольфрамовые частички от неплавящегося электрода могут стать причиной образования газовых пузырей);
- если расплав недостаточно хорошо защищен (с обмазки выделяется мало шлака, тонкий слой флюса, сдувает защитное облако газа);
- когда нарушается технологический процесс (не выдержана температура предварительного нагрева заготовок, не подготовлены электроды, неправильно выставлен сварочный ток).
Шлак остается в порах, если нарушена технология. Вольфрам попадает при недостаточном экранировании ванны инертным газом. Оксидные пленки остаются при плохой зачистке свариваемых поверхностей.
Поры в сварном шве
Непровар – дефект, характерный для начинающих. Стык между деталями недостаточно заполнен, толщина диффузного слоя неравномерная. Чаще выявляется при многослойной проходке глубоких кромок, когда не производится промежуточная проковка и удаление окалины. Другие возможные причины:
- плохая подготовка заготовок;
- слишком плотная установка деталей, маленький зазор;
- высокая скорость сварки (наплавка не успевает заполнить пустоты);
- отклонение электрода (расплав образуется рядом со стыком, а не над ним);
- неправильно установленный рабочий ток (электроду для расплавления не хватает ампеража).
Виды непровара сварного шва
Пережог (его еще называют перегревом) характерен при несоблюдении технологии сварки: когда ток больше, чем нужен, а скорость низкая. Нарушается структурная решетка: зерна в шве формируются слишком крупные, металл становится хрупким из-за критической ударной вязкости. Дефект не устраняется термообработкой, влияющей на микроструктуру, необходимо делать глубокую зачистку, а затем заделку области пережога.
Пережог — нарушение структурной решетки
Сквозные
Просветы определяются визуально или при проверке герметичности. Главная причина сквозных дефектов – прожоги. Характерны для тонкостенных деталей, электрод насквозь прожигает металл рядом с наплавленным шовным валиком. Причина прожога – несоблюдение технологического процесса:
- большой зазор между свариваемыми заготовками;
- повышенный ток;
- низкая скорость перемещения электрода;
- прекращение подачи защитного газа.
При образовании отверстия ванна расплава не формируется, металл утекает за ее пределы.
Прожог металла
Источник: https://svarkaprosto.ru/tehnologii/defekty-svarnyh-shvov
Контроль качества исходных материалов, технологии и квалификации сварщиков
Для обеспечения высокого качества сварных соединений необходим контроль исходных материалов (основного металла, электродов, сварочной проволоки, флюсов, защитных газов и т.д.). Качество исходных материалов устанавливают на основании сертификатных данных, для чего определяют соответствие требованиям данного технологического процесса сварки изделий. При наличии внешних дефектов, а также при отсутствии сертификатов исходные материалы допускают только после проведения химического анализа, механических испытаний и испытаний на свариваемость.
При контроле основного металла особое внимание обращают на зоны, подлежащие к сварке – они должны быть очищены от грязи, масла, краски, ржавчины.
Прокат проверяют на наличие расслоений, окалины, равномерности толщины листа и т.д.
Электроды, сварочную проволоку проверяют выполняя пробную сварку для установления качества материалов по показателям характера плавления, легкость отделения шлака и качество формирования сварного шва. Они должны удовлетворять требованиям действующих ГОСТов.
Свариваемость – это свойство металла образовывать при установленной технологии сварки соединение, отвечающее требованиям, обусловленной конструкцией и условиями эксплуатации изделия. Свариваемость контролируют обычно в двух случаях: при выборе материалов и разработке технологии сварки, например, при стадии проекта или при технологической подготовке производства. Вторая проверка связана с возможными отклонениями показателей свойств основного металла, проволоки, партии электродов и флюсов от сертификатных значений.
Большое значение для обеспечения качества имеет контроль в процессе производства сварочных работ. Сюда относятся отмеченные выше методы контроля, включая контроль исправности сварочного оборудования и сварочных приспособлений и соблюдения установленных режимов сварки (по току, напряжению и скорости сварки). Такой контроль осуществляют технологи, мастера и другие инженерно–технические работники ответственные за работу данного участка, цеха, предприятия.
Тщательный планомерный контроль подготовки изделий под сварку и процесса сварки не будет эффективным без проверки уровня подготовленности сварщиков. Например, при сварке труб на монтаже более 70% брака возникает по вине сварщиков.
Для проверки квалификации сварщиков администрация предприятия организует квалификационную комиссию с участием инспектора Госгортехнадзора. Испытания должны проходить периодически. При этом проводят испытания по теории и практике сварочных работ с включением сварки образцов соответствующего изделия. Образцы сваривают в тех же условиях и пространственных положениях, что и реальное изделие (например, трубы – поворотные и неповоротные стыки). После внешнего осмотра сваренные образцы проверяют предусмотренными методами неразрушающего контроля, а также подвергают механическим испытаниям.
Количество образцов для испытаний регламентируются “Правилами аттестации сварщиков”.
Источник: https://dprm.ru/tkm/defekty-svarnyh-soedinenij
Виды сварных дефектов, в зависимости от причин их возникновения
При сварке плавлением, возникающие дефекты сварных соединений, в зависимости от причин их возникновения, можно разделить на два вида. Первый вид дефектов связан с металлургическими процессами при сварке и с тепловыми явлениями, которые протекают в результате образования и кристаллизации сварочной ванны и остывания сварного соединения. К этим дефектам относятся горячие и холодные трещины в металле и зоне термического влияния, поры в металле, неметаллические включения, а также несоответствие свойств наплавленного металла и околошовной зоны заданным параметрам.
Второй вид дефектов включает в себя их виды, причиной которых является нарушение выбранных режимов сварки, нарушения при подготовке сварных элементов и при их сборке, неисправности сварочного оборудования, недостаточный профессионализм сварщика, а также другие нарушения технологии сварки. К дефектам такого типа относятся несоответствие фактических размеров швов требуемым. Это такие дефекты, как непровары, подрезы, незаплавленные кратеры, прожоги свариваемого металла.
Источник: https://taina-svarki.ru/kachestvo-i-kontrol-svarki/defekty-svarnyh-shvov-vidy-defektov.php
Как обнаружить сварные дефекты?
Обнаружить дефект сварного соединения можно следующими способами:
- визуальный осмотр осуществляется при помощи увеличительного прибора и позволяет обнаружить даже крохотные дефекты точечной сварки;
- дефектоскопия сварных швов – метод диагностирования качества сварного шва, основанный на склонности специального материала менять свой цвет в момент, когда он соприкасается с текучим материалом, к примеру, с керосином;
- магнитный метод – выполнение измерений искажения магнитных волн;
- УЗК – проверка ультразвуком предполагает использование специальных ультразвуковых дефектоскопов, способных измерить степень отражения звуковых волн;
- радиационный метод осуществляется путем просвечивания сварного шва рентгеном, получением снимка, описывающего все детали проблемного участка.
Наплывы на внутренней и внешней стороне сварного шва.
Цветная дефектоскопия и ультразвуковой контроль сварных соединений считаются наиболее эффективными методами выявления дефектных сварных соединений, но осуществить их в бытовых условиях практически невозможно.
Источник: https://tutsvarka.ru/vidy/defekty-svarnyh-shvov
Все дефекты сварного шва подлежат обязательному устранению!
При удалении дефектных мест целесообразно соблюдать определенные условия:
- длина удаляемого участка должна быть равна длине дефектного места плюс 10-20 мм с каждой стороны
- ширина разделки выборки должна быть такой, чтобы ширина шва после заварки не превышала его двойной ширины до заварки
- форма и размеры подготовленных под заварку выборок должны обеспечивать возможность надежного провара в любом месте
- поверхность каждой выборки должна иметь плавные очертания без резких выступов, острых углублений и заусенцев
- при заварке дефектного участка должно быть обеспечено перекрытие прилегающих участков основного металла
- после заварки участок необходимо зачистить до полного удаления раковин и рыхлости в кратере, выполнить на нем плавные переходы к основному металлу.
Дефекты, выходящие на поверхность сварного соединения, выявляются при внешнем осмотре, который является обязательным для всех сварных конструкций. Для выявления дефектов внутри сварных швов обычно используют радиографический и ультразвуковой контроль.
У компании ПромСварка можно приобрести Фотоальбом внешних дефектов, а также наборы принадлежностей для проведения внешнего осмотра. Специалисты нашей компании проконсультируют Вас по телефонам: +375 29 653 48 55 (velcome) или +375 17 241-36-99, 241-78-99.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Наборы для визуального и измерительного контроля
дефекты сварных соединений, дефекты сварного шва, сварной шов, сварных швов, форма шва, нарушение формы шва, кромки шва, прожог металла, натек металла, проварка, проплав, наплав, причины дефектов шва, возникновение дефектов, классификация дефектов, валик сварного шва, поверхностные задиры, незаваренные кратеры, несплавления, непровары, газовая пора, газовая полость, усадочная раковина, горячие трещины, холодные трещины, усадочные раковины.
Количество 67054
Источник: https://promsvarka.by/stati/vsyo-o-svarke/defektyi-svarnyix-shvov-i-prichinyi-ix-vozniknoveniya
Способы устранения дефектов
Зачастую выявленные дефекты сварочных швов не подлежат устранению и ведут к браковке изделия. Разумеется, никто не будет выбрасывать секцию ограды с наплывами, но для ответственных деталей контроль всегда необходим жесткий.
Некоторые дефекты вполне можно устранить:
- Наплывы удаляют механическим путем с применением абразивного инструмента.
- Крупные трещины подлежат заварке. Место появления трещины засверливается и зачищается с помощью абразива.
- Мелкие трещины и непровары ликвидировать сложнее. Обычно требуется полное разрушение выполненного шва, новая тщательная зачистка и повторная сварка.
- Подрезы устраняют наваркой тонких слоев металла.
- Перегрев возможно устранить при определенных режимах термической обработки.
После устранения всех недостатков деталь подлежит повторному, еще более тщательному контролю, который позволит удостовериться, что дефекты отсутствуют. В случае повторного обнаружения недостатков допускается произвести дополнительные исправления. Однако повторять такие процедуры можно не более трех раз, иначе высока вероятность резкого снижения механических свойств материала.
Зачастую трудно выполнить сварку совсем без дефектов. Однако постоянная практика и неукоснительное соблюдение технологии позволят свести их количество к минимуму. А знание теоретической базы поможет правильного организовать технологический процесс с целью получения изделий высокого качества.
Источник: https://tokar.guru/svarka/vidy-defektov-svarnyh-shvov-ih-obnaruzhenie-i-sposoby-ustraneniya.html
Подведем итоги
Дефекты сварочных швов возникают при нарушении технологии сварки и ставят под угрозу стабильность сварочного шва и функциональность всей металлоконструкции.
По этой причине уважающему себя мастеру важно выучить основные дефекты швов ‒ появления пор, наплывов, прогаров и т.п ‒ и причины их образования при сварочном процессе.
Это позволит подобрать максимально эффективное решение для устранения недостатков соединений при точечной сварке, использовании лазера, электрической дуги, аргона и т.п.
Источник: https://tutsvarka.ru/vidy/defekty-svarnyh-shvov
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:
- https://tutsvarka.ru/vidy/defekty-svarnyh-shvov: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3449 (14%)
- https://svarkaprosto.ru/tehnologii/defekty-svarnyh-shvov: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 7113 (29%)
- https://tokar.guru/svarka/vidy-defektov-svarnyh-shvov-ih-obnaruzhenie-i-sposoby-ustraneniya.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1431 (6%)
- https://taina-svarki.ru/kachestvo-i-kontrol-svarki/defekty-svarnyh-shvov-vidy-defektov.php: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2381 (10%)
- https://svarkaed.ru/svarka/shvy-i-soedineniya/defekty-svarnyh-shvov-i-metody-ih-kontrolya.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4438 (18%)
- https://dprm.ru/tkm/defekty-svarnyh-soedinenij: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3170 (13%)
- https://promsvarka.by/stati/vsyo-o-svarke/defektyi-svarnyix-shvov-i-prichinyi-ix-vozniknoveniya: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2207 (9%)