В промышленности применяют множество конструкционных материалов и один из них дюралюминий. По сути — это собирательное название сплавов, изготовленных на базе алюминия и состава легирующих компонентов. Сплав получил своё название от слова Dural. Именно таково было название одного из первых сплавов, который подвергался термической обработке.
Источник: https://prompriem.ru/stati/dyuralyuminij.html
Содержание
- 1 Дюралюминий: особенности
- 2 Немного истории
- 3 Различие естественного и искусственного состаренных сплавов
- 4 Использование дюралюминия
- 5 Химический состав по ГОСТ 4784–77 и ОСТ 190048–77
- 6 Возврат при старении
- 7 Нормативная база
- 8 Зависимость свойств дюралюминия от степени рекристаллизации
- 9 Немного экономики
- 10 Технологические свойства дюрали
Дюралюминий: особенности
Само наименование сплава пошло от торговой марки Dural, под которой был начат его выпуск. В русский язык оно пришло в начале двадцатого века и обозначает целую группу сплавов с алюминием в основе. Могут встречаться различные формы, например «дуралюминий» и «дюраль».
Источник: https://obrabotkametalla.info/splavy/dyuralyuminij-sostav-svojstva-primenenie
Немного истории
Дюралюминий разработан немецким ученым Вильмом в 1903-ем. Металлург попросту смешал алюминий, медь, кремний. С этого момента до начала серийного производства прошло всего 6 лет. В 1911 году дюралюминий стали применять строительства воздушных судов, в частности, дирижаблей и тяжелых бомбардировщиках. Малый вес конструкций при сопоставимой с прочностью стали позволил уменьшить массу летательных аппаратов в 2 — 3 раза. Это привело к резкому развитию авиационной промышленности.
Основные свойства этих сплавов
В базовый состав сплава входят следующие вещества:
- медь — до 0,5%;
- марганец до 0,5%;
- магний до 1,2%;
- кремний и многие другие.
Изменяя пропорции используемых веществ можно изменять и свойства дюралюминия.
Прочность дюралюминия достигает — до 500 МПа под действием временных нагрузок и 250 — 300 при стандартных нагружениях, (прочность чистого алюминия — 70-80 МПа). Этот параметр сделал дюрали материалом, используемым во многих областях промышленности в том числе и высокотехнологичных. Сплав алюминия с некоторыми элементами, в определенных пропорциях, изменяет полученного сплава.
Благодаря компонентам, применяемым в производстве дюралюминия он приобретает ниже приведенные свойства:
- прочность, которая сопоставима с определёнными марками стали;
- высокая стойкость к температурному воздействия. материал начинает плавиться при температуре 650 ºC.
- повышенная электропроводность. это происходит из-за наличия меди.
- дюраль хорошо переносит прокат как по горячей, так и по холодной технологии.
Высокие технологические свойства дюралюминия, привели к высокому спросу на него. В мире производят порядка 60 000 тысяч тонн, из которого почти половину (свыше 30 000 тысяч тонн) изготавливают на территории КНР. Россия занимает второе место об объёмам производства, металлургические заводы получают 3 580 тыс. тонн.
Особенности производства
Производства дюраля, как и большинства сплавов, сопряжено с рядом сложностей. Получение дюраля происходит последовательно. На первом этапе получают технический алюминий и только потом в него начинают вносить добавки, формирующие его свойства. На втором этапе, получений первичный дюраль проходит через термический отжиг, производимый при 500 ºC. Такой режим обработки обеспечивает гибкость и мягкость металла. Для повышения прочности дюраль проходит через операцию старения.
Отечественная и иностранная промышленность освоила выпуск следующих видов проката:
- листы и полосы разного типоразмера ГОСТ 21631-76;
- прутки круглые и многогранные по ГОСТ 21488-97;
- трубы разного диаметра и разной толщиной стенок ГОСТ 18475-82 и ГОСТ 18482-79;
- профили различной формы сечения.
Источник: https://prompriem.ru/stati/dyuralyuminij.html
Различие естественного и искусственного состаренных сплавов
Температура эксплуатации сплавов Д16, Д16ч, 1163 в естественно состаренном состоянии ограничена 80°С из-за снижения коррозионной стойкости в случае нагревов при более высоких температурах.
Эти сплавы в искусственно состаренном состоянии имеют улучшенную коррозионную стойкость, которая не снижается при нагревах, более высокие прочностные свойства, особенно предел текучести, однако более низкие значения относительного удлинения, вязкости разрушения, выносливости по сравнению с естественно состаренным состоянием.
Существенное улучшение вязкости разрушения в искусственно состаренном состоянии достигается в результате снижения содержания железа, кремния, а также легирующих элементов. Поэтому для деталей в искусственно состаренном состоянии используются улучшенные модификации сплава Д16 — Д16ч и 1163. Эти сплавы в искусственно состаренном состоянии могут применяться в температурно-временных областях, в которых не рекомендуется применять сплавы в естественно состаренном состоянии: при эксплуатационных нагревах при температурах выше 80°С или технологических нагревах выше 125°С, а также при повышенной опасности коррозии под напряжением. При изготовлении деталей из сплавов Д16ч и 1163 в искусственно состаренном состоянии необходимо выбирать конструктивные формы с минимальной концентрацией напряжений, отрабатывать плавность переходов при изменении сечения деталей, уменьшать эксцентриситеты. Кроме того, ограничиваются допустимые деформации при формообразовании и правке в зависимости от состояния термообработки, величины зазора перед сборкой, не рекомендуется ударная клепка.
Сплавы системы Аl-Сu-Mg превосходят по жаропрочности сплавы систем Аl-Mg, Аl-Mg-Si, Аl-Zn-Mg-Cu. Их преимущество перед высокопрочными алюминиевыми сплавами проявляется при температурах выше 100°С и особенно при длительных выдержках. Сплавы Д1, Д16 склонны к образованию кристаллизационных трещин и поэтому относятся к категории несваривающихся плавлением сплавов. Cвариваемым сплавом является сплав ВАД-1.
Источник: https://www.metmk.com.ua/14spr_alum.php
Использование дюралюминия
Это семейство сплавов, по сути, базовый материал, применяемый в строительстве авиационной и космической техники. Это его использования началось в начале ХХ века при сооружении первых дирижаблей.
В наши дни на практике используется больше десяти марок этого сплава. При сооружении авиационной техники чаще используют материал под названием Д16т. В его состав состоит из девяти веществ — никель, титан, в качестве легирующих составляющих применяют медь, кремний и пр. Но при всем. Доля алюминия остаётся неизменной — 93%.
При выборе материала для деталей и узлов технолог должен помнить, что далеко не все дюрали хорошо свариваются или паяются. В таком случае для сборки деталей из него применяют заклепки. Такие операции широко распространения при сборке фюзеляжей и плоскостей при строительстве самолетов, водного транспорта всех типов. Так, небольшая лодка, применяемая для своих целей, может прослужить ее хозяину на 20 лет больше.
С другой стороны, некоторые марки дюралюминия хорошо свариваются при использовании аппаратов аргонной сварки.
Кстати, еще в ХХ веке велись опытные работы по использованию дюралей в автомобильной отрасли. Из него изготавливают кузова автобусов, некоторых марок легковых и спортивных автомобилей. Само собой дюрали применяют и в силовых узлах.
Некоторые марки этого сплава применяют для производства труб, которые устанавливают на судах, авиационной технике, автомобилях.
Свойства дюраля позволили его использовать и в пищевой промышленности, например, из дюралевой фольги производят фантики для конфет и шоколада.
Нельзя забывать и том, что многие домохозяйки применяют кухонную утварь, выполненную из этого материала.
Низкий вес дюраля позволяет его применение при выполнении буровых работ. Все дело в том, дюралюминий в 3 — 4 раза легче стали. Кроме этого трубы из дюралюминия проще переносят вибрацию, которая неизменно возникает при выполнении буровых работ.
Отдельного разговора требует применения дюраля в строительной отрасли. Его применяют для производства облицовочных материалов, различных ограждающих конструкций и пр.
Источник: https://prompriem.ru/stati/dyuralyuminij.html
Химический состав по ГОСТ 4784–77 и ОСТ 190048–77
Сплавы данной группы содержат от 2 до 5 % Cu, 0,15–2,7 % Mg, 0–1,0 % Mn, до 0,7 % Fe, до 0,7 % Si и небольшие количества цинка и титана в виде примесей. В сплавы с повышенным содержанием магния (Д19, ВАД-1, Д19П) вводят небольшие количества бериллия для понижения окисления в процессе плавки, литья и термической обработки.
Сплав | Основные компоненты | Примеси (не более) | ||||||||
Си | Mg | Мп | Fe | Si | Ni | Zn | Ti | Прочие | ||
Каждая | Сумма | |||||||||
Конструкционные сплавы | ||||||||||
* В сплавах Д19, Д19ч, Д19П, ВАД-1 содержится 0,0002—0,005% Be. |
||||||||||
Д1 | 3,8–4,8 | 0,4–0,8 | 0,4–0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,1 | 0,3 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Д1ч | 3,8–4,8 | 0,4–0,8 | 0,4–0,8 | 0,4 | 0,5 | 0,1 | 0,3 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Д16 | 3,8–4,9 | 1,2–1,8 | 0,3–0,9 | 0,5 | 0,5 | 0,1 | 0,3 | 0.1 | 0,05 | 0,1 |
Д16ч | 3,8–4,9 | 1,2–1,8 | 0,3–0,9 | 0,3 | 0,2 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
1163 | 3,8–4,5 | 1,2–1,6 | 0,4–0,8 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 0,1 | 0,01–0,07 | 0,05 | 0,1 |
Д19* | 3,8–4,3 | 1,7–2,3 | 0,5–1,0 | 0,5 | 0,5 | — | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Д19ч* | 3,8–4,3 | 1,7–2,3 | 0,4–0,9 | 0,3 | 0,3 | — | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
ВАД-1* | 3,8–4,5 | 2,3–2,7 | 0,35–0,8 | 0,3 | 0,2 | — | 0,1 | — | 0,05 | 0,1 |
ВД17 | 2,6–3,2 | 2,0–2,4 | 0,45–0,7 | 0,3 | 0,3 | — | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Заклепочные сплавы | ||||||||||
Д19П* | 3,2–3,7 | 2,1–2,6 | 0,5–0,8 | 0,3 | 0,3 | — | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Д18 | 2,2–3,0 | 0,2–0,5 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | — | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
В65 | 3,9–4,5 | 0,15–0,3 | 0,3–0,5 | 0,2 | 0,25 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Источник: https://www.metmk.com.ua/14spr_alum.php
Это интересно: Фехраль — виды, свойства, марки, общие сведения
Возврат при старении
В естественно состаренных сплавах типа дуралюмин при быстром и кратковременном (2 мин) нагреве до 250—300°С происходит снижение прочности до значений, свойственных свежезакаленному состоянию. Это явление называется возвратом при старении. Искусственное старение уменьшает явление возврата.
Источник: https://www.metmk.com.ua/14spr_alum.php
Нормативная база
В нашей стране существует несколько ГОСТ, которые нормируют требования к алюминию и его сплавов. Один из них — это ГОСТ 4784-97 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправками). Он распространяется на алюминий и сплавы из него, которые предназначены для получения полуфабрикатов различного типа и форм.
В частности, ГОСТ определяет соотношение алюминия и остальных компонентов. В этом же документе указаны требования.
Кстати, в этом же документе можно найти и наименование иностранных аналогов, например,
Д16 можно заменить на AlCu4Mg1, а Д16ч на сплав 2124.
В документах, которые предоставляет производитель, в обязательном порядке должны быть указаны не только марка готовой продукции но и ее химический состав.
Источник: https://prompriem.ru/stati/dyuralyuminij.html
Зависимость свойств дюралюминия от степени рекристаллизации
Механические свойства горячедеформированных полуфабрикатов из сплавов типа дуралюмин сильно зависят от степени рекристаллизации в процессе нагрева при деформации и термической обработке. Разница в прочности закаленного и состаренного рекристаллизованного и нерекристаллизованного материалов достигает 200 МПа.
Полуфабрикаты с нерекристаллизованной структурой по сравнению с рекристализованной при повышенных прочностных свойствах в долевом направлении имеют преимущество по вязкости разрушения, выносливости при одинаковом по абсолютной величине уровне напряжения, сопротивлению коррозии под напряжением, но обладают более низким относительным удлинением в долевом направлении; выигрыш по прочностным свойствам уменьшается на образце с отверстием.
Листовой материал, изготовленный методом горячей и последующей холодной прокатки, а также проволока и трубы, изготовленные холодной прокаткой и волочением, в закаленном состоянии имеют полностью рекристаллизованную структуру. Профили и прутки, полученные горячим прессованием, после термической обработки могут иметь структуру от полностью нерекристаллизованной до полностью рекристаллизованной. Возможно получение преимущественно нерекристаллизованной структуры и в плитах. Сохранению нерекристаллизованной структуры способствует повышение температуры и уменьшение степени горячей деформации изделий, понижение температуры и времени выдержки при нагреве под закалку, увеличение содержания элементов (Мn, Cr, Zr и др.), повышающих температуру рекристаллизации.
Источник: https://www.metmk.com.ua/14spr_alum.php
Дюраль: состав сплава
С течением времени состав сплава дюрали совершенствовался, появилось множество новых видов, их различия как в составе примесей, так и способе последующей обработки.
Al+Cu+Mg. Этот тип называется дюралюмином. В зависимости от концентрации меди и марганца в сплавах меняются и его общие свойства и характеристики. Данный вид не имеет дополнительной защиты от коррозии, потому для его эксплуатации необходимо дополнительное покрытие для защиты от влаги.
- Al+Mg+Si. Такой тип называется «авиаль». Добавление к алюминию частей магния и кремния повысило коррозионную стойкость сплава. Для получения своих свойств сплав проходит термообработку при температуре около пятисот градусов по Цельсию и охлаждается в воде с температурой двадцать градусов с естественным старением около суток. Такая обработка позволяет эксплуатировать сплав в условиях повышенной влажности и под напряжением.
- Al+Mg, Al+Mn. Этот сплав имеет название «магналии». При его производстве не используется термическая обработка. Основными его плюсами является повышенная устойчивость к коррозии и хорошая пригодность к сварочным и паяльным работам.
Состав дюралюминия в процентах можно рассмотреть на примере состава сплава дюралюминий д16:
Al (Алюминий): 91 — 94.7%.
- Cu (Медь): 3.7−4.9%.
- Fe (Железо): 0.5%.
- Si (Кремний): 0.5%.
- Zn (Цинк): 0.25%.
- Mg (Магний): 1.1 — 1.8%.
- Cr (Хром): 0.1%.
- Mn (Марганец): 0.4% – 0.9%.
- Ti (Титан): 0.15%.
Могут добавляться маркировки, зависящие от форм выпуска сплава:
- «Т» — закалка в естественных условиях.
- «Т1» — после процесса искусственного старения.
- «А» — после покрытия специальными лаками и анодирования.
Например, д16т.
Источник: https://obrabotkametalla.info/splavy/dyuralyuminij-sostav-svojstva-primenenie
Немного экономики
Изделия из дюралюминиевого сплава не составит труда приобрести. Его производство развёрнуто почти на всех предприятия цветной металлургии. Цена на продукцию образовываются в зависимости от состава, сортамента, размеров отгрузки и, конечно, удалённостью производителя до места реализации.
Немного слов в заключении
Про дюралюминий, можно смело сказать, что его появление обеспечило технологические прорывы в самолетостроении, космической промышленности и без своевременного появления мы бы летали на самолетах из дерева.
:
/5 — голосов
Источник: https://prompriem.ru/stati/dyuralyuminij.html
Технологические свойства дюрали
Плакированные листы отличаются высокой коррозионной стойкостью, прессованные изделия, штамповки и поковки — пониженной стойкостью. Прессованные изделия из дюралюминия Д1 и Д16 в закаленном и естественно состаренном состоянии при эксплуатационных нагревах выше 100°С склонны к межкристаллитной коррозии; искусственное старение повышает сопротивление коррозии. Неплакированные детали из дуралюминов следует подвергать анодированию и защищать лакокрасочными покрытиями.
Сплавы хорошо свариваются точечной сваркой и не свариваются плавлением из-за высокой склонности к трещинообразованию. Все дуралюмины удовлетворительно обрабатываются резанием (в закаленном и состаренном состоянии) и химическим фрезерованием (размерным травлением). Обрабатываемость резанием в отожженном состоянии плохая. Высокотемпературная пайка не применяется из-за опасности пережога.
Температура начала ковки Д16, Д16П — 460°C, конца — 380°C.
Дуралюмин широко применяют во всех областях народного хозяйства, особенно в авиации. Сплав Д16 в виде листов и прессованных полуфабрикатов — основной материал для силовых элементов конструкции самолетов (детали каркаса, обшивка, шпангоуты, нервюры, лонжероны, тяги управления) и других нагруженных конструкций.
Сплав Д19 применяют для тех же деталей, что и сплав Д16, работающих в условиях эксплуатационных нагревов до температуры 200—250°С, а также для изготовления заклепок. Сплав Д1 используют для штамповки лопастей воздушных винтов, а также различных узлов крепления. Сплав ВД17 применяют для изготовления лопаток компрессора двигателей.
Источник: https://www.metmk.com.ua/14spr_alum.php
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://obrabotkametalla.info/splavy/dyuralyuminij-sostav-svojstva-primenenie: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1935 (10%)
- https://prompriem.ru/stati/dyuralyuminij.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 6459 (32%)
- https://www.metmk.com.ua/14spr_alum.php: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 8128 (40%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 3758 (19%)