Подшипник – это основной элемент вращающихся узлов современных машин и механизмов, на который прилагаются серьёзные нагрузки. Длительная работа подшипника – залог длительной и бесперебойной работы всего механизма и важным фактором здесь является использование качественной смазки. В данной статье мы расскажем о типах смазок, используемых в современных подшипниках и остановимся на том, какие смазки для подшипников применимы в тех или иных случаях.
Источник: http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/
Содержание
- 1 Основные функции смазки для подшипников
- 2 Жидкие смазки – масла
- 3 Режим работы, нагрузка и окружающая среда
- 4 Другие смазки
- 5 Чем не стоит смазывать подшипники
- 6 Обзор лучших смазок
- 7 Смазка для подшипников скольжения
- 8 Смазка подшипников, используемых в электродвигателях
- 9 Литиевые смазки
- 10 В качестве итога
Смазывание подшипников
Одним из важнейших условий безопасной работы и номинальной долговечности подшипника является правильность в выборе смазывающего материала и способе смазки. Смазочный материал в подшипниковых узлах выполняет следующие основные функции:
- во время эксплуатации уменьшает трение скольжения, возникающее между телами качения, сепаратором и дорожками качения;
- уменьшить, в определенных пределах, рабочий уровень шума подшипников;
- защищает подшипник от коррозии.
Выбор смазочных материалов для смазки подшипников должен выполняться с учетом следующих критериев:
- стабильность физических и химических показателей;
- отсутствие инородных тел проистекающих из механических компонентов (такие, как абразивные материалы, металлические вещества и т.п.);
- наличие минимального коэффициента трения;
- не вызывать коррозию;
- должны обладать качественной смазочной способностью.
Смазывание подшипников выполняется с помощью двух категорий смазочных материалов:
- жидкие смазки (масла);
- твердые/пластичные смазки (консистентные).
Стандартными применяемыми смазками являются Chevron SRI-2 или Shell Alvania2
При выборе смазочного материала нужно увеличить коэффициент вязкости в размере прямо пропорциональном размерам подшипника и значениям нагрузки и температуры.
Смазка является одним из самых важных факторов для обеспечения качественной отдачи подшипника, т.к. препятствует появлению трения между телами качения, кольцами и сепаратором, а также создает значительную защиту от воздействия некоторых внешних факторов, как пыль или влага, предотвращая износ и появление коррозии.
Подшипники не требуют большого количества смазывающего вещества, за исключением тех случаев, когда они должны выполнять особенные задания в отношении уплотнений или рассеяния тепла. Можно использовать как консистентную смазку, так и жидкое масло. (Ниже приводится специальный раздел о смазывании подшипников консистентной смазкой и жидким маслом). Следует заметить, что консистентная смазка и жидкое масло, которые будут применяться, не должны содержать примесей, т.к. даже песчаное зерно или маленькая частица металла могут привести к повреждению подшипника. Со временем смазывающее вещество теряет свою рабочую эффективность, поэтому требует периодической доливки необходимого количества для хорошей эксплуатации подшипника, пытаясь всегда учитывать все рабочие факторы и особые рабочие условия (пыль, влага, слишком высокая температура). При использовании подшипников, не требующих обслуживания, которые смазаны на весь срок службы нет необходимости заботиться о смазывании, так как они разработаны для особых применений, в которых нет возможности осуществить периодическую доливку смазки.
Источник: https://technobearing.ru/smazki-dlya-podshipnikov
Основные функции смазки для подшипников
Применение смазки имеет определенную цель:
- Снижение трения и, соответственно, износа контактирующих поверхностей деталей.
- Увеличение параметра скольжения поверхностей при деформации из-за возникновения нагрузки.
- Образование масляной пленки, смягчающей ударные нагрузки в процессе эксплуатации.
- Равномерное распределение тепла, вырабатываемого в процессе трения.
- Защита от коррозии.
- Препятствие проникновению пыли и других загрязнений.
Чтобы выбранная смазка подшипников качения соответствовала вышеуказанным требованиям необходимо учесть условия эксплуатации машины или механизма.
Источник: http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/
Консистентная смазка
Смазочный материал, используемый в качестве смазки, предоставляет некоторые преимущества, потому как наделен более высокой стойкостью к окислению и появлению ржавчины, а также позволяет иметь меньшие растраты во время применения подшипника. Как правило, выбор смазывания консистентной смазкой, а не жидкой смазкой зависит от параметров применения, предусматривая очень высокую рабочую температуру и скорость. На таблицах отдельных подшипников, предоставленных в настоящем каталоге, приведены различные рабочие скорости. Для осуществления верного выбора смазочного материала следует учитывать следующие критерии:
- Рабочая тампература — (поле температуры смазки должно быль немного выше поля рабочей температуры подшипника. Никогда не рекомендуется достигать максимальной и минимальной рабочей температуры).
- Тип смазочного материала.
- Общие характеристики смазочного материала (водоотталкиваемость, хранение, совместимость). Что касается хранения залитого в подшипники смазочного материала, важно придерживаться технических спецификаций производителей, т.к. при особых условиях нельзя гарантировать срок годности смазки свыше 3 лет, за исключением случаев, в которых соблюдаются следующие обязательные условия:
- тип окружающей среды (закрытое помещение)
- влажность (воздуха макс. 70%)
- температура мин. 0° — макс. 40°
- упаковка подшипника
- загрязнение внешними факторами (газ, пыль, пар и т.п.)
Если подшипник не применяется в течение длительного времени, отличающегося от предусмотренного, то может подвергаться более сильному трению во время эксплуатации, что не должно воспрепятствовать его применению, за исключением тех случаев, если не соблюдались необходимые, для качественного хранения, меры предосторожности. В тех случаях, когда смазочное вещество предоставляет проблемы в осуществлении смазывания, вызванные высыханием, можно воспользоваться чисткой подшипника с повторным применением смазки, в том же количестве, которое использовалось при первом монтаже или согласно проектным данным. Для осуществления правильной повторной смазки, нужно чтобы подшипник находился в состоянии рабочей температуры и вращался, по возможности перед остановом установки. Рекомендуется использовать количество смазочного материала от 20% до 80% заложенного вначале.
Источник: https://technobearing.ru/smazki-dlya-podshipnikov
Жидкие смазки – масла
Масла в сравнении с пластичной смазкой обладают преимуществами при работе с предельными (низкими и высокими) температурами, более стабильны, обеспечивают меньшее внутреннее трение, их можно полностью заменять, не разбирая агрегаты. Масляные ванны используются при работе с предельно высокими скоростями. Благодаря высокой текучести масла хорошо отводят тепло.
Источник: http://themechanic.ru/bearings/b-articles/smazka-podshypnikov
Смазывание жидким смазочным материалом
Смазывание жидкой смазкой требуется тогда, когда имеются применения, требующие достижения высоких скоростей и повышенных нагрузок, нуждающихся в рассеивании тепла подшипников, или когда близлежащие детали уже смазаны жидкой смазкой. Как правило, рекомендуется применение очищенных минеральных масел без добавок. Для применений особого назначения можно использовать масла с добавками, но также и синтетические масла, рекомендуемые, главным образом, для достижения высоких температур. Как правило, следует выбирать смазочное масло такой вязкости, которая обеспечивает рабочей температуре значение, не ниже 12мм2 /с.
При применениях особого назначения, в которых достигаются очень высокие значения в отношении количества оборотов, рекомендуется использовать жидкие масла, способные обеспечить максимальную текучесть, а значит низкое трение между телами качения.
Источник: https://technobearing.ru/smazki-dlya-podshipnikov
Режим работы, нагрузка и окружающая среда
Выбор смазки должен основываться на количестве оборотов вращающегося узла. Так, современная смазка для высокоскоростных подшипников является синтетической. Важным является и учет факторов окружающей среды воздействующих на подшипник – вода, пыль, пар, кислота и т. д. При наличии негативных факторов окружающей среды следует выбирать максимально устойчивые к данным факторам смазки. И третий важный фактор – нагрузка. Чем она выше, тем сильнее выдавливается смазка. Так, например, из-за выдавливания используется литиевая смазка выжимного подшипника сцепления. Наиболее восприимчивыми к высоким нагрузкам являются твердые смазки – графит и молибден, но следует учесть и иные факторы.
Источник: http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/
Другие смазки
Кроме перечисленных выше смазок ступичных подшипников также есть большое количество других составов. Не вдаваясь в подробности и не описывая их технические характеристики, далее просто перечислим их. Итак:
- смазка ВНИИНП-261 (смазка “Сапфир”);
- AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 SLS;
- смазка № 158 (ТУ 38.101320-77);
- антизадирная пластичная смазка для высоких нагрузок SKF LGWA 2;
- полусинтетическая универсальная смазка Total MULTIS COMPLEX S2 A;
- консистентная смазка Scania 8371W;
- SLIPKOTE High-Temperature Wheel Bearing Grease # 2;
- ARAL Radlagerfett;
- Mobilgrease XHP 222;
- CHEVRON DELO GREASE EP 2;
- Mobil 1 Synthetic Grease;
- «Циатим-221»;
- MOLYKOTE® LONGTERM 2/78 G;
- SLIPKOTE POLYUREA CV JOINT GREASE.
При выборе той или иной смазки внимательно читайте прилагающуюся к ней документацию. Особенно обращайте внимание на то, для каких условиях предназначено средство (средние, тяжелые). Лучше выбирать смазки, рассчитанные на работу именно в тяжелых условиях.
Также важно для выбора знать, тормоза какого типа установлены на вашей машине (дисковые или барабанные). Это важно, поскольку они выделяют разное количество тепла при работе, особенно экстренном торможении.
Итог по выбору
Перед выбором той или иной смазки поинтересуйтесь в мануале к вашему авто, что на этот счет рекомендует производитель. Хорошо, если он прямо указывает какие определенные марки. Если же нет, то выбор необходимо делать на условии эксплуатации машины. Для большинства рядовых автовладельцев подойдет любая из пяти перечисленных выше смазок. Их эксплуатационные характеристики приблизительно одинаковы, и они отличаются лишь ценой. В противном случае внимательно читайте инструкцию по эксплуатацию к каждому средству, которое хотите купить.
Также остерегайтесь подделок. Старайтесь совершать покупки в проверенных магазинах, имеющих соответствующие лицензии и прочие разрешительные документы. Не покупайте товары в сомнительных местах (маленьких торговых лавках, подземных переходах и так далее). Это минимизирует риск покупки контрафактного товара.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Источник: https://etlib.ru/blog/668-smazka-dlya-stupichnyh-podshipnikov
Чем не стоит смазывать подшипники
Подшипники, активно применяемые в конструкции ГРМ и системы торможения на транспортных средствах, объективно нуждаются в качественной и эффективной смазке.
Но далеко не все средства могут обеспечить необходимую работоспособность, компенсировать трение и справиться с нагрузками. Примером можно назвать привычный всем автолюбителям солидол.
Но есть категории средств, которые вовсе не рекомендуется и не допускается применять при обработке подшипников качения и скольжения.
- Смеси с содержанием железа и цинка. Хотя разработка составов велась специально для подшипников качения, их рекомендуется применять в составе промышленного оборудования. Для машин они не подходят.
- Углеводородные смазки. Это отличные консервирующие вещества. Но в условиях работы и высокой нагрузки они далеко не всегда могут продемонстрировать высокие эксплуатационные характеристики и устойчивость.
- Шрус 4. В теории применять эту смазку можно, хотя специалисты и бывалые автолюбители делать это не советуют. Лучше внести Шрус 4 в подшипник, установленный на шарнирном узле или механизме.
- Смазки с содержанием кальция и натрия. Не подходит для ступичных подшипников. Такие составы могут снизить трение, но совершенно не противостоят коррозийным процессам и образованию ржавчины.
- Силиконовые и вазелиновые смазочные средства. Потеря их антифрикционных свойств в режиме работающего механизма наступает очень быстро. Не устойчивы к температурным нагрузкам, прекращают работать при нагреве до 60 градусов Цельсия.
- Графитные смазки. При высоких нагрузках работают довольно хорошо. Но графитные компоненты обладают абразивностью, способной быстро разрушить трущиеся металлические детали.
Именно этих смазок настоятельно рекомендуется избегать, когда требуется обработать подшипник.
Практика наглядно показывает, что в большинстве случае при профилактике или замене подшипников в них вносят высокотемпературные смазочные материалы.
Важно учитывать запрет на смешивание разных смазок. Прежде чем вносить новый состав, требуется тщательно удалить остатки старого вещества. Для этого деталь смывается, очищается механическим способом и промывается специальными жидкостями. Обычно в качестве промывки используют бензин.
Количество добавляемой смазки строго регламентируется производителем. Соответствующую информацию вы найдете в руководстве по эксплуатации.
Источник: https://rating-avto.ru/tovar/kak-vyibrat-smazku-dlya-podshipnikov.html
Это интересно: Смазка для закрытых подшипников — выбор, расчет количества
Обзор лучших смазок
Каждая смазка предназначена для использования в определенных режимах и условиях, но для удобства все их можно разделить на две
- общего назначения – предназначены для работы в небольшом температурном режиме малонагруженных соединений;
- для высоконагруженных соединений – с небольшой кинематической влажностью и увеличенным содержанием антифрикционных присадок.
Среди смазок общего назначения можно выделить следующие:
ГАЗПРОМНЕФТЬ EP 2 – отличное сочетание качества и цены, высокая водостойкость, работоспособность с температурой до 130 градусов
Muc-Off Bio Grease – предназначается для малонагруженных узлов, изготовлена на биоразлагающейся основе дисульфида молибдена
Смазки, предназначенные для высоконагруженных соединений:
LIQUI MOLY LM 50 – высокотемпературная смазка для подшипников скольжения и игольчатых подшипников, сохраняет противозадирные свойства при температуре -30 — +160 градусов, стойка к вымыванию;
SKF LGWA 2 – изготавливается на основе минерального масла с литиевыми добавками, с отличными показателями влагостойкости, с пиковой рабочей температурой 220 градусов и высокими противозадирными свойствами;
Motui Tech Grease – смазка на полусинтетической основе с литиевым комплексом, придающим материалу хорошие антифрикционные свойства, с высокими антикоррозионными свойствами, позволяющими использовать материал в сложных условиях.
Отличные характеристики демонстрирует и любая смазка Моликоте для подшипников, работающих в экстремальных условиях – с высокой и низкой температурой, на больших скоростях и повышенной нагрузкой. Кроме того, эти материалы обеспечивают отличное шумопонижение.
Источник: http://themechanic.ru/bearings/b-articles/smazka-podshypnikov
Смазка для подшипников скольжения
В подшипниках скольжения смазка требуется в зоне трения цапфы вала и вкладышем. Разделяются три вида таких материалов:
- Граничная – смазываемые поверхности соприкасаются полностью, а разделительного слоя практически не существует, сохраняется только масляная пленка, толщина которой — 0,1мкм. Характерна для пусковых периодов работы.
- Полужидкостная – характерна при режиме разгона привода. Смазочный слой между валом и подшипником нарушается при соприкосновении их микронеровностей;
- Жидкостная – полностью разделяет соприкасающиеся поверхности. Вкладыши подшипника и цапфы вала при такой смазке не изнашиваются. Применяется при устоявшемся уровне частоты вращения.
Смазка обыкновенных скользящих подшипников имеет густую консистенцию с крепкой пленкой, без комков, устойчива к воздействию внешних факторов (воды, окалины, пыли) и высоким температурам.
Источник: http://themechanic.ru/bearings/b-articles/smazka-podshypnikov
Смазка подшипников, используемых в электродвигателях
Смазка для подшипников электродвигателей выполняет основные функции защиты от попадания пыли и др. загрязнений внутрь узла. Для каждого типа электромотора применяют необходимую категорию смазки, которую необходимо регулярно менять.
Выбор смазки для электродвигателя зависит от многих факторов, но в целом следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Для малооборотистых моторов более всего подходит смазка марки 30 (Л).
- Для быстроходных электродвигателей — смазка с маркировкой 20.
- Для среднеоборотистых электродвигателей можно использовать оба типа представленных средств.
При любом выборе необходим регулярный долив масла, который необходимо производить не реже одного раза в десять дней. Также следует сказать, что высокотемпературная смазка подшипников должна полностью меняться через каждые 20 дней эксплуатации (3 недели).
Источник: http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/
Литиевые смазки
Основной спецификой литиевой смазки для подшипников является её высокие водоотталкивающие свойства. Смазочные материалы данной группы обладают высокой вязкостью, характеризуются одним из наиболее широких диапазонов рабочих температур. По этой причине литиевая смазка считается наиболее универсальной и применяется во многих узлах механизмов и машин.
Данная смазка производится как смесь синтетических материалов и минеральных масел. В качестве загустителя применяются различные органические и неорганические вещества. При повышении количества оборотов подшипника уменьшается вязкость вещества. Из наиболее известных литиевых смазок можно отметить такие популярные материалы как ЦИАТИМ-201, 202, ОКБ 122-7. В закрытых подшипниках широко используется ЦИАТИМ-203 и ВНИИНП-242.
Источник: http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/
В качестве итога
Из-за существенных различий в условиях эксплуатации подшипников качения невозможно дать четкий ответ на вопрос: какую смазку использовать для подшипников. Необходимо учесть температуру, частоту вращения подшипника, нагрузку, окружающую среду и множество других факторов. Рекомендации по применению смазки содержатся в руководстве по эксплуатации оборудования и их необходимо придерживаться. Помните – правильный выбор и своевременная замена смазки являются важным фактором долгой и бесперебойной работы оборудования, обеспечат существенное снижение затрат на его ремонт и эксплуатацию.
Источник: http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:
- https://technobearing.ru/smazki-dlya-podshipnikov: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5842 (21%)
- https://vyboroved.ru/avtomoto/1110-luchshie-smazki-dlya-podshipnikov.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 6174 (23%)
- http://themechanic.ru/bearings/b-articles/smazka-podshypnikov: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 5062 (19%)
- https://etlib.ru/blog/668-smazka-dlya-stupichnyh-podshipnikov: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2066 (8%)
- http://FiF-group.ru/article/smazka-dlja-podshipnikov/: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 5314 (19%)
- https://prosmazku.ru/prochie-smazki/smazka-dlya-podshipnikov: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 523 (2%)
- https://rating-avto.ru/tovar/kak-vyibrat-smazku-dlya-podshipnikov.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2340 (9%)