Сварка трением — достойная альтернатива классическим сварочным технологиям, со своими особенностями, областью применения, несомненными плюсами и существенными минусами. Их подробный разбор и рассмотрение видов сварки трением поможет читателю определить, подходит ли она для решения существующих задач.
-->Сварка трением — технология, применение, схема, недостатки и преимущества
Чаще всего сварку трением с перемешиванием используют для соединения заготовок из алюминия и его сплавов, что легко объяснить сложностями проработки этих металлов классическими методами, в первую очередь – их склонностью к образованию тугоплавких оксидных пленок. Основными сферами применения технологии стали промышленность, энергетика и транспорт, в частности:
- изготовление автомобилей и их комплектующих;
- производство железнодорожного подвижного состава и элементов инфраструктуры;
- изготовление и ремонт деталей, узлов и агрегатов морских судов;
- авиационная и космическая промышленность;
- тепловая и атомная электроэнергетика.
Этот перечень постоянно пополняется новыми пунктами. Постепенно оборудование для сварки трением с перемешиванием становится доступнее, входит в производственные фонды относительно малых промышленных предприятий.
Источник: http://elsvarkin.ru/texnologiya/svarka-treniem-2/
Преимущества и недостатки
К основным преимуществам данного метода относятся:
- высокая производительность;
- энерго/эффективность;
- стабильность и качество соединения на высоком уровне;
- лояльные требования к чистоте поверхности;
- возможность эффективного соединения одноимённых сплавов и разных металлов. Как пример: сталь с алюминием либо медью.
- Возможность проведения работ с использованием программируемых машин с частичным использованием ручного труда или без такового.
Также немаловажно, что в процессе работ не выделяется ультрафиолетовые излучения. В работе нет брызг горячего металла.
«К сведению!
В рабочем процессе не выделяются вредные газы, отрицательно влияющих на здоровье рабочих.»
Но, есть и ложка дёгтя, как же без неё обойтись! Недостатки сварки трением – это:
- универсальность процесса на низком уровне;
- тяжёлое и громоздкое технологическое оборудование;
- искривление текстурных волокон в рабочей (сварной) зоне.
Радует то, что недостатков гораздо меньше, нежели положительных моментов.
Режимы и процесс сварки
Первоначальный режим процесса подразумевает разрушение и удаление окисных плёнок. Это достигается силой трения.
Технология сварки методом трения
На втором этапе происходит разогрев рабочих кромок до пластичного состояния. А также появление временного контакта, его разрушения. Выдавливание из стыков пластичных объёмов металла.
К третьему режиму относится окончание вращения и образование цельного сварного соединения.
Сущность рабочего процесса сводится к следующему. Для работы задействуют инструмент, выполненный в виде стержня. Заплечики (бурт) с утолчённой частью и наконечник с выступающими краями. Размеры элементов подбираются исходя из толщины рабочих деталей.
Способы
Данный вид сварки включает в себя несколько методов, на которых следует остановиться. Давайте рассмотрим виды сварки трением, остановимся на каждом из них. Узнаем, где и каким образом, каждый из них применяется.
Линейная сварка трением использует инструмент цилиндрической формы с наплечниками и выступающим штырём в центре конструкции. Для вращения он опускается в линию соединения рабочих деталей.
Вращаясь, инструмент создаёт прижимное усилие и поступательные движения для создания сварного шва.
Дополнительно он формируется заплечниками. С помощью выдавливания и перемешивания происходит формирование сварного шва.
Линейная сварка трением
Ротационная сварка трением сегодня считается разработанным и распространенным способом. Она активно используется при выпуске холодильного оборудования, производстве паромов, тепловых обменников и электрических силовых агрегатов.
Техника задействована в научных и исследовательских целях, а также в автомобильной отрасли.
Какое оборудование необходимо?
К процессу подключаются специальные машины. Например, автоматическая установка СТ 110, предназначенная для производства автомобильных выпускных автомобилей.
Машины комплектуются рабочими узлами. Это: вращающийся привод, фрикционная муфта, шпинделя с ремённой передачей тормоз.
Большая часть машин оборудована приводом вращения, в который входит асинхронный электрический силовой агрегат, клиномерная передача с зубчатым ремнём.
Оборудование для сварки трением
Этот способ сварки подразумевает использование и других конструкций. К примеру, машин для микро и прецизионной сварки. «Малыши» не отстают от «взрослых». В маленьких конструкциях шпиндель должен разогнаться и развить частоту вращения 80-650 с-1. Сварки трением по ГОСТ 260184 регламентирует термины и определения основных понятий.
Техника безопасности
В процессе работ необходимо соблюдать противопожарную и личную безопасность.
Процесс безопасности включает подготовительный этап и рабочие моменты.
Это проверка рабочей формы и защитных принадлежностей. Освобождение рабочей зоны от посторонних предметов.
Проверка рабочего инструмента и электрических соединений.
Подробно о соблюдении ТБ написано в инструкции по проведению работ.
В интернете достаточно литературы по этому вопросу. Есть обучающие ролики, где показано не только видео сварки трением, рабочих процессов, но и в полном объёме раскрывается тема ТБ.
Важно, чтобы каждый сотрудник перед началом работы прошёл технический и личный инструктаж. Для этого предусмотрен специальный журнал.
Заключение
Существующие процессы и технологии не стоят на месте. Специалисты изучают методы работы и стараются усовершенствовать конечный результат.
Хотя сварка трением считается изученной и понятной, но всё равно научные работники и исследовательские центры хотят расширить её возможности для получения более качественной продукции. Использовать метод, расширив его географию.
Источник: http://svarkaipayka.ru/tehnologia/termomehanicheskaya/svarka-treniem.html