Дата введения 1972-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 декабря 1970 г. N 1848 срок введения установлен с 01.01.72
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1983 г.
Настоящий стандарт распространяется на зубчатые передачи с постоянным передаточным отношением, зубчатые колеса которых соответствуют исходным контурам с равными делительными номинальными толщиной зуба и шириной впадины, с делительной прямой, делящей глубину захода пополам, без модификации и с модификацией головки.
Стандарт устанавливает метод расчета геометрических параметров зубчатой передачи, а также геометрических параметров зубчатых колес, приводимых на рабочих чертежах в соответствии с ГОСТ 2.403-75.
Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200012684
Содержание
- 1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2 2. РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
- 3 Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи
- 4 Конические зубчатые колёса
- 5 Важные замечания
- 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). УПРОЩЕННЫЙ РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
- 7 Коронные колёса
- 8 Другие
- 9 Изготовление зубчатых колёс
- 10 Ошибки при проектировании зубчатых колёс
- 11 В геральдике
- 12 Литература
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Принципиальная схема расчета геометрии приведена на чертеже.
1.2. Термины и обозначения, примененные в настоящем стандарте, соответствуют ГОСТ 16530-70* и ГОСТ 16531-70**.
__________________
* Действует ГОСТ 16530-83;
** Действует ГОСТ 16531-83. — Примечание «КОДЕКС».
1.3. Наименования параметров, приводимых на рабочих чертежах зубчатых колес в соответствии с ГОСТ 2.403-75, а также межосевое расстояние зубчатой передачи, выделены в таблицах настоящего стандарта полужирным шрифтом.
1.4. При отсутствии в обозначениях параметров индексов «1» и «2», относящихся соответственно к шестерне и колесу, имеется в виду любое зубчатое колесо передачи.
1.5. При отсутствии дополнительных указаний везде, где упоминается профиль зуба, имеется в виду главный торцовый профиль зуба, являющийся эвольвентой основной окружности диаметра .
1.6. Расчетом определяются номинальные размеры зубчатой передачи и зубчатых колес.
1.7. Расчет некоторых геометрических и кинематических параметров, применяемых в расчете зубчатой передачи на прочность, приведен в приложении 5.
Принципиальная схема расчета геометрии
Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200012684
2. РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Таблица 1
Исходные данные для расчета
Наименование параметра |
Обозначение |
||
Число зубьев |
шестерни |
|
|
колеса |
|
||
Модуль |
|
||
Угол наклона |
|
||
Нормальный исходный контур |
Угол профиля |
|
|
Коэффициент высоты головки |
|
||
Коэффициент граничной высоты |
|
||
Коэффициент радиального зазора |
|
||
Линия модификации головки |
— |
||
Коэффициент высоты модификации головки |
|
||
Коэффициент глубины модификации головки |
|
||
Межосевое расстояние |
|
||
Коэффициент смещения |
у шестерни |
|
|
у колеса |
|
Примечания:
1. Межосевое расстояние входит в состав исходных данных, если его значение задано.
2. Коэффициенты смещения и
входят в состав исходных данных, если значение межосевого расстояния
не задано.
При исходном контуре по ГОСТ 13755-81 величины и
рекомендуется выбирать с учетом приложений 2 и 3.
Таблица 2
Расчет основных геометрических параметров
Наименование параметра |
Обозна- |
Расчетные формулы и указания |
||
Расчет коэффициентов смещения |
||||
1. Делительное межосевое расстояние |
|
|||
2. Угол профиля |
|
При |
||
3. Угол зацепления |
|
|||
4. Коэффициент суммы смещений |
|
|||
5. Коэффициент смещения |
у шестерни |
|
При исходном контуре по ГОСТ 13755-81 разбивку значения на составляющие |
|
у колеса |
|
|||
Расчет межосевого расстояния |
||||
6. Коэффициент суммы смещений |
|
|||
7. Угол профиля |
|
При |
||
8. Угол зацепления |
|
|||
9. Межосевое расстояние |
|
|||
Расчет диаметров зубчатых колес |
||||
10. Делительный диаметр |
шестерни |
|
||
колеса |
|
|||
11. Передаточное число |
|
|||
12. Начальный диаметр |
шестерни |
|
||
колеса |
|
|||
13. Коэффициент воспринимаемого смещения |
|
|||
14. Коэффициент уравнительного смещения |
|
|||
15. Диаметр вершин зубьев |
шестерни |
|
В обоснованных случаях допускается изменение величин диаметров |
|
колеса |
|
|||
16. Диаметр впадин |
шестерни |
|
|
Размеры являются справочными |
колеса |
|
|
Примечания:
1. Для прямозубых передач =0°, тогда , , .
2. При получаем , =0, ,
=0 и
=0.
3. При =0 получаем , , ,
=0 и
=0.
4. Указания, относящиеся к диаметрам вершин зубьев и впадин зубчатых колес, окончательно обрабатываемых только зуборезным долбяком, даны в приложении 4.
Таблица 3
Расчет размеров для контроля взаимного положения разноименных профилей зубьев
Наименование параметра |
Обозна- |
Расчетные формулы и указания |
||
Расчет постоянной хорды и высоты до постоянной хорды |
||||
1. Постоянная хорда |
|
Должно выполняться условие Здесь: , где
При модификации головки должно выполняться дополнительное условие , где |
При |
|
2. Высота до постоянной хорды |
|
|||
Расчет длины общей нормали |
||||
3. Угол профиля в точке на концентрической окружности диаметра |
|
При следует принимать |
||
4. Расчетное число зубьев в длине общей нормали |
|
, где |
||
5. Длина общей нормали |
|
, где Должно выполняться условие Здесь:
,
, где Если имеется притупление продольной кромки зуба, в неравенство вместо , где При модификации головки в неравенство вместо где При увеличении или уменьшении числа зубьев в длине общей нормали Для косозубых зубчатых колес должно выполняться дополнительное условие где При |
||
Расчет толщины по хорде и высоты до хорды |
||||
6. Угол профиля в точке на концентрической окружности заданного диаметра |
|
|||
7. Окружная толщина на заданном диаметре |
|
|||
8. Угол наклона линии зуба соосной цилиндрической поверхности диаметра |
|
|||
9. Половина угловой толщины зуба эквивалентного зубчатого колеса, соответствующая концентрической окружности диаметра |
|
|||
10. Толщина по хорде |
|
|||
11. Высота до хорды |
|
|||
Расчет размера по роликам (шарикам) |
||||
12. Диаметр ролика (шарика) |
|
При |
||
13. Угол профиля в точке на концентрической окружности зубчатого колеса, проходящей через центр ролика (шарика) |
|
|
||
14. Диаметр концентрической окружности зубчатого колеса, проходящей через центр ролика (шарика) |
|
Должно выполняться условие Здесь:
, где
Если имеется притупление продольной кромки зуба, в неравенство вместо , где При модификации головки в неравенство вместо где |
||
15. Размер по роликам (шарикам) прямозубых и косозубых зубчатых колес с четным числом зубьев (в торцовом сечении) |
|
Должно выполняться условие , , |
||
16. Размер по роликам (шарикам) прямозубых зубчатых колес с нечетным числом зубьев (в торцовом сечении) |
||||
17. Минимальный размер по роликам (шарикам) косозубых зубчатых колес с нечетным числом зубьев, а также с четным числом зубьев при |
, где и , где — для зубчатых колес с нечетным числом зубьев. Упрощенное определение Минимальный размер по роликам (шарикам) косозубых зубчатых колес с четным числом зубьев при |
Должно выполняться условие , |
||
Расчет нормальной толщины |
||||
18. Нормальная толщина |
|
Примечание. Выбор метода контроля настоящим стандартом не регламентируется.
Таблица 4
Расчет размеров для контроля номинальной поверхности зуба
Наименование параметра |
Обозна- |
Расчетные формулы и указания |
||
Расчет размеров для контроля торцового профиля зуба |
||||
1. Основной диаметр |
|
|||
2. Угол профиля зуба в точке на окружности вершин |
|
Если имеется притупление продольной кромки зуба, то следует рассчитать угол профиля зуба в точке притупления |
||
3. Радиус кривизны активного профиля зуба в нижней точке |
шестерни |
|
Формула справедлива, если верхняя точка активного профиля сопряженного зубчатого колеса совпадает с точкой профиля на его окружности вершин. |
|
колеса |
|
Если имеется притупление продольной кромки зуба, то вместо |
||
4. Угол развернутости активного профиля зуба в нижней точке |
|
|||
Дополнительный расчет при модификации головки исходного контура |
||||
5. Радиус кривизны профиля зуба в начальной точке модификации головки |
|
|||
6. Угол развернутости профиля зуба, соответствующий начальной точке модификации головки |
|
|
||
7. Диаметр окружности модификации головок зубьев |
|
|||
8. Угол линии модификации головки торцового исходного контура в начальной точке модификации |
|
Формулы справедливы, если линия модификации головки исходного контура — прямая |
||
9. Диаметр основной окружности эвольвенты, являющейся линией модификации головки зуба |
|
|||
10. Нормальная глубина модификации торцового профиля головки зуба |
|
Если имеется притупление продольной кромки зуба вместо |
||
Расчет размера для контроля контактной линии поверхности зуба |
||||
11. Основной угол наклона |
|
Таблица 5
Расчет размеров для контроля взаимного положения одноименных профилей зубьев
Наименование параметра |
Обозна- |
Расчетные формулы и указания |
1. Шаг зацепления |
|
|
2. Осевой шаг |
|
|
3. Ход |
|
Таблица 6
Проверка качества зацепления по геометрическим показателям
Наименование параметра |
Обозна- |
Расчетные формулы и указания |
Проверка отсутствия подрезания зуба |
||
1. Коэффициент наименьшего смещения |
|
При подрезание зуба исходной производящей рейкой отсутствует. При |
Проверка отсутствия интерференции зубьев |
||
2. Радиус кривизны в граничной точке профиля зуба |
|
. При интерференция зубьев отсутствует. Здесь При подрезании зуба |
Проверка коэффициента перекрытия |
||
3. Коэффициент торцового перекрытия |
|
, где Формула справедлива, если отсутствует интерференция зубьев и верхняя точка активного профиля совпадает с точкой профиля на окружности вершин. Если имеется притупление продольной кромки зуба, то вместо Для прямозубых передач рекомендуется Для косозубых передач рекомендуется При |
4. Коэффициент осевого перекрытия |
|
, где
Рекомендуется |
5. Коэффициент перекрытия |
|
|
Дополнительный расчет при модификации головки исходного контура |
||
6. Угол профиля зуба в начальной точке модификации головки |
|
, где |
7. Часть коэффициента торцового перекрытия, определяемая участками торцовых профилей зубьев, совпадающими с главными профилями |
|
При исходном контуре по ГОСТ 13755-81 в нем приведены допустимые значения |
Проверка нормальной толщины на поверхности вершин |
||
8. Угол наклона линии вершины зуба |
|
|
9. Нормальная толщина на поверхности вершин |
|
. Рекомендуется при однородной структуре материала зубьев и при поверхностном упрочнении зубьев. При |
Примечания:
1. При =20° и
=1 (включая исходные контуры по ГОСТ 13755-81 и ГОСТ 9587-70) проверки коэффициента торцового перекрытия и нормальной толщины на поверхности вершин производятся по приложению 3. По этому же приложению при
=20° и =1 (включая исходный контур по ГОСТ 13755-81) производится проверка отсутствия интерференции зубьев и проверка отсутствия подрезания зуба.
2. Дополнительные указания, относящиеся к проверкам отсутствия подрезания зуба и интерференции зубьев зубчатых колес, окончательно обрабатываемых только зуборезным долбяком, приведены в приложении 4.
Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200012684
Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи
Переходим к примеру с косозубой передачей и повторяем все действия, которые мы делали в предыдущем разделе.
Измерить угол наклона зубьев с необходимой точностью при помощи угломера или транспортира практически очень сложно. Я обычно прокатывал колесо и шестерню по листу бумаги и затем по отпечаткам транспортиром делительной головки кульмана производил предварительные измерения с точностью в градус или больше… В представленном ниже примере я намерил: βa1=19° и βa2=17,5°.
Еще раз обращаю внимание, что углы наклона зубьев на цилиндре вершин βa1 и βa2 – это не угол β, участвующий во всех основных расчетах передачи!!! Угол β – это угол наклона зубьев на цилиндре делительного диаметра (для передачи без смещения).
Ввиду малости значений рассчитанных коэффициентов смещения уместно предположить, что передача была выполнена без смещения производящих контуров шестерни и зубчатого колеса.
Воспользуемся сервисом Excel «Подбор параметра». Подробно и с картинками об этом сервисе я в свое время написал здесь.
Выбираем в главном меню Excel «Сервис» — «Подбор параметра» и в выпавшем окне заполняем:
Установить в ячейке: $D$33
Значение: 0
Изменяя значение ячейки: $D$22
И нажимаем OK.
Получаем результат β=17,1462°, xΣ(d)=0,x1=0,003≈0,x2=-0,003≈0!
Передача, скорее всего, была выполнена без смещения, модуль зубчатого колеса и шестерни, а также угол наклона зубьев мы определили, можно делать чертежи!
Источник: http://al-vo.ru/mekhanika/modul-zubchatogo-kolesa.html
Конические зубчатые колёса
Конические колёса в приводе затвора плотины
Главная передача в заднеприводном автомобиле
Во многих машинах осуществление требуемых движений механизма связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов пересекаются. В таких случаях применяют коническую зубчатую передачу. Различают виды конических колёс, отличающихся по форме линий зубьев: с прямыми, тангенциальными, круговыми и криволинейными зубьями. Конические колёса с круговым зубом, например, применяются в автомобильных главных передачах коробки передач.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
Важные замечания
Смещение исходного контура при нарезке зубьев применяют для восстановления изношенных поверхностей зубьев колеса, уменьшения глубины врезания на валах-шестернях, для увеличения нагрузочной способности зубчатой передачи, для выполнения передачи с заданным межосевым расстоянием не равным делительному расстоянию, для устранения подрезания ножек зубьев шестерни и головок зубьев колеса с внутренними зубьями.
Различают высотную коррекцию (xΣ(d)=0) и угловую (xΣ(d)≠0).
Смещение производящего контура на практике применяют обычно при изготовлении прямозубых колес и очень редко косозубых. Это обусловлено тем, что по изгибной прочности косой зуб прочнее прямого, а необходимое межосевое расстояние можно обеспечить соответствующим углом наклона зубьев. Если высотную коррекцию изредка применяют для косозубых передач, то угловую практически никогда.
Косозубая передача работает более плавно и бесшумно, чем прямозубая. Как уже было сказано, косые зубья имеют более высокую прочность на изгиб и заданное межосевое расстояние можно обеспечить углом наклона зубьев и не прибегать к смещению производящего контура. Однако в передачах с косыми зубьями появляются дополнительные осевые нагрузки на подшипники валов, а диаметры колес имеют больший размер, чем прямозубые при том же числе зубьев и модуле. Косозубые колеса менее технологичны в изготовлении, особенно колеса с внутренними зубьями.
Подписывайтесь на анонсы статей в окнах, расположенных в конце каждой статьи или вверху каждой страницы.
Уважаемые читатели! Ваш опыт и мнение, «оставленные» ниже в комментариях к статье, будут интересны и полезны коллегам и автору!!!
Прошу уважающих труд автора скачивать файл после подписки на анонсы статей!
Ссылка на скачивание файла: modul-zubchatogo-kolesa (xls 41,0KB).
Другие статьи автора блога
На главную
Статьи с близкой тематикой
Отзывы
Источник: http://al-vo.ru/mekhanika/modul-zubchatogo-kolesa.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). УПРОЩЕННЫЙ РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
Таблица 1
Расчет некоторых основных геометрических параметров
Наименование параметра |
Обозна- |
Расчетные формулы и указания |
Расчет коэффициента суммы смещений |
||
1. Коэффициент воспринимаемого смещения |
|
|
2. Вспомогательная величина |
|
|
|
Определяется по номограмме на черт.1 |
|
|
Определяется по графику на черт.2 Если |
|
3. Коэффициент уравнительного смещения |
|
|
4. Коэффициент суммы смещений |
|
|
Расчет межосевого расстояния |
||
5. Коэффициент суммы смещений |
|
|
6. Вспомогательная величина |
|
|
|
Определяется по номограмме на черт.3 |
Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200012684
Коронные колёса
Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо, как правило, стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо), как в башенных часах. Передачи с цевочным колесом — одни из самых ранних и просты в изготовлении, но характеризуются очень большими потерями на трение.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
Другие
Зубчатые барабаны киноаппаратуры — предназначены для точного перемещения киноплёнки за перфорацию. В отличие от обычных зубчатых колес, входящих в зацепление с другими колесами или зубчатыми профилями, зубчатые барабаны киноаппаратуры имеют шаг зубьев, выбранный в соответствии с шагом перфорации. Большинство таких барабанов имеет эвольвентный профиль зубьев, изготавливаемых по тем же технологиям, что и в остальных зубчатых колесах.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
Изготовление зубчатых колёс
Метод обката
В настоящее время является наиболее технологичным, а поэтому и самым распространённым способом изготовления зубчатых колёс. При изготовлении зубчатых колёс могут применяться такие инструменты, как гребёнка, червячная фреза и долбяк.
Метод обката с применением гребёнки
Нарезание зубчатого колеса на зубофрезерном станке с помощью червячной фрезы
Режущий инструмент, имеющий форму зубчатой рейки, называется зуборезной гребёнкой. На одной стороне гребёнки по контуру её зубьев затачивается режущая кромка. Заготовка накатываемого колеса совершает вращательное движение вокруг оси. Гребёнка совершает сложные перемещения, состоящие из поступательного движения перпендикулярно оси колеса и возвратно-поступательного движения (на анимации не показано), параллельного оси колеса для снятия стружки по всей ширине его обода. Относительное движение гребёнки и заготовки может быть и иным, например, заготовка может совершать прерывистое сложное движение обката, согласованное с движением резания гребёнки. Заготовка и инструмент движутся на станке друг относительно друга так, как будто происходит зацепление профиля нарезаемых зубьев с исходным производящим контуром гребёнки.
Метод обката с применением червячной фрезы
Помимо гребёнки в качестве режущего инструмента применяют червячную фрезу. В этом случае между заготовкой и фрезой происходит червячное зацепление.
Метод обката с применением долбяка
Зубчатые колёса также долбят на зубодолбёжных станках с применением специальных долбяков. Зубодолбёжный долбяк представляет собой зубчатое колесо, снабжённое режущими кромками. Поскольку срезать сразу весь слой металла обычно невозможно, обработка производится в несколько этапов. При обработке инструмент совершает возвратно-поступательное движение относительно заготовки. После каждого двойного хода, заготовка и инструмент поворачиваются относительно своих осей на один шаг. Таким образом, инструмент и заготовка как бы «обкатываются» друг по другу. После того, как заготовка сделает полный оборот, долбяк совершает движение подачи к заготовке. Этот процесс происходит до тех пор, пока не будет удалён весь необходимый слой металла.
Метод копирования (Метод деления)
Дисковой или пальцевой фрезой нарезается одна впадина зубчатого колеса. Режущая кромка инструмента имеет форму этой впадины. После нарезания одной впадины заготовка поворачивается на один угловой шаг при помощи делительного устройства, операция резания повторяется.
Метод применялся в начале XX века. Недостаток метода состоит в низкой точности: впадины изготовленного таким методом колеса сильно отличаются друг от друга.
Горячее и холодное накатывание
Процесс основан на последовательной деформации нагретого до пластического состояния слоя определённой глубины заготовки зубонакатным инструментом. При этом сочетаются индукционный нагрев поверхностного слоя заготовки на определённую глубину, пластическая деформация нагретого слоя заготовки для образования зубьев и обкатка образованных зубьев для получения заданной формы и точности.
Изготовление конических колёс
Деревянная форма для изготовления зубчатого колеса из музея Geararium, 1896 год
Технология изготовления конических колёс теснейшим образом связана с геометрией боковых поверхностей и профилей зубьев. Способ копирования фасонного профиля инструмента для образования профиля на коническом колесе не может быть использован, так как размеры впадины конического колеса изменяются по мере приближения к вершине конуса. В связи с этим такие инструменты, как модульная дисковая фреза, пальцевая фреза, фасонный шлифовальный круг, можно использовать только для черновой прорезки впадин или для образования впадин колёс не выше восьмой степени точности.
Для нарезания более точных конических колёс используют способ обкатки в станочном зацеплении нарезаемой заготовки с воображаемым производящим колесом. Боковые поверхности производящего колеса образуются за счёт движения режущих кромок инструмента в процессе главного движения резания, обеспечивающего срезание припуска. Преимущественное распространение получили инструменты с прямолинейным лезвием. При прямолинейном главном движении прямолинейное лезвие образует плоскую производящую поверхность. Такая поверхность не может образовать эвольвентную коническую поверхность со сферическими эвольвентными профилями. Получаемые сопряжённые конические поверхности, отличающиеся от эвольвентных поверхностей, называют квазиэвольвентными.
Моделирование
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
Ошибки при проектировании зубчатых колёс
Зуб, подрезанный у основания
Подрезание зуба
Согласно свойствам эвольвентного зацепления, прямолинейная часть исходного производящего контура зубчатой рейки и эвольвентная часть профиля зуба нарезаемого колеса касаются только на линии станочного зацепления. За пределами этой линии исходный производящий контур пересекает эвольвентный профиль зуба колеса, что приводит к подрезанию зуба у основания, а впадина между зубьями нарезаемого колеса получается более широкой. Подрезание уменьшает эвольвентную часть профиля зуба (что приводит к сокращению продолжительности зацепления каждой пары зубьев проектируемой передачи) и ослабляет зуб в его опасном сечении. Поэтому подрезание недопустимо. Чтобы подрезания не происходило, на конструкцию колеса накладываются геометрические ограничения, из которых определяется минимальное число зубьев, при котором они не будут подрезаны. Для стандартного инструмента это число равняется 17. Также подрезания можно избежать, применив способ изготовления зубчатых колёс, отличный от способа обкатки. Однако и в этом случае условия минимального числа зубьев нужно обязательно соблюдать, иначе впадины между зубьями меньшего колеса получатся столь тесными, что зубьям большего колеса изготовленной передачи будет недостаточно места для их движения и передача заклинится.
Для уменьшения габаритных размеров зубчатых передач колёса следует проектировать с малым числом зубьев. Поэтому при числе зубьев меньше 17, чтобы не происходило подрезания, колёса должны быть изготовлены со смещением инструмента — увеличением расстояния между инструментом и заготовкой (корригированные зубчатые колеса).
Заострение зуба
При увеличении смещения инструмента толщина зуба будет уменьшаться. Это приводит к заострению зубьев. Опасность заострения особенно велика у колёс с малым числом зубьев (менее 17). Для предотвращения скалывания вершины заострённого зуба смещение инструмента ограничивают сверху.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
В геральдике
Зубчатое колесо и шестерёнка являются искусственными негеральдическими фигурами, которые получили очень широкое распространение в международной, территориальной и родовой геральдике. Эта эмблема появилась в эпоху машинного производства во второй половине XIX — начале XX века. Чаще всего зубчатое колесо олицетворяет промышленность, технический и научный прогресс, индустриализацию, модернизацию. В послевоенные годы шестерню в СССР широко использовалось в муниципальной геральдике Советского Союза.
Изображения зубчатых колёс присутствуют на многих гербах, в числе которых:
Устаревшие гербы:
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
Литература
- Зубчатые колеса // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Под ред. Скороходова Е. А. Общетехнический справочник. — М.: Машиностроение, 1982. — С. 416.
- Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 416. — ISBN 5-7695-1384-5.
- Богданов В. Н., Малежик И. Ф., Верхола А. П. и др. Справочное руководство по черчению. — М.: Машиностроение, 1989. — С. 438—480. — 864 с. — ISBN 5-217-00403-7.
- Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035).
- Фролов К. В., Попов С. А., Мусатов А. К., Тимофеев Г. А., Никоноров В. А. Теория механизмов и механика машин / Колесников К. С. — Издание четвёртое, исправленное и дополненное. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — Т. 5. — С. 452—453, 456-459, 463-466, 497-498. — 664 с. — (Механика в техническом университете). — 3000 экз. — ISBN 5-7038-1766-8.
- Леонова Л. М., Чигрик Н. Н., Татаурова В. П. Зубчатые передачи. Элементы расчета и конструирования: Методические указания. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — 45 с. (недоступная ссылка)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- http://docs.cntd.ru/document/1200012684: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 14914 (51%)
- http://al-vo.ru/mekhanika/modul-zubchatogo-kolesa.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3332 (11%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE: использовано 8 блоков из 14, кол-во символов 10978 (38%)